1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Мосякин Александр Юрьевич

Мосякин Александр Юрьевич

Первый заместитель генерального директора,

Главный инженер ОАО «Краснодарнефтегеофизика»








 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

— Грозненский государственный нефтяной институт, 1986. Специалист «Горный инженер- геофизик», г. Грозный

— Российский государственный институт нефти и газа им. Губкина, 1991. Кандидат технических наук, г. Москва

 

УЧИТЕЛЯ

 

В первую очередь — мой отец Мосякин Юрий Александрович (доцент Грозненского института). Он очень много дал мне как в плане геологии, так и в плане житейской мудрости. Бинкин Игорь Григорьевич (главный геофизик ПОИГИ ОАО КНГФ, кандидат технических наук). Высокообразованный человек. Очень помог мне в становлении как геофизика. Институтские преподаватели: Шленкин Владимир Иванович (доцент Грозненского института). Работал на кафедре сейсморазведочных исследований. Рапопорт Мирон Борисович (профессор кафедры разведочной геофизики). Руководитель кандидатской диссертации. В методической части достаточно много помог, и учил в каком-то плане жизни в «большой геофизике». Значимые для меня люди — те с кем я сталкивался, одновременно учителя и коллеги: Мушин Иосиф Аронович (д. т. н. зав. лаб. ВНИИгеофизика); Козлов Евгений Алексеевич (д. т. н. зам. директора ВНИИгеофизика). Серьезная фигура в геофизике. Был ведущим специалистом («главный ученый») представительства в России компании Paradigm Geophysical. Сафонов Анатолий Семенович (Геонефтегаз, кандидат наук). Электроразведчик, гравик, значимая фигура.

 

РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

 

С точки зрения методической части, это разработка программного пакета AVO-анализа, который на определенный момент времени был самым продвинутым в своей области. Много занимался его практической реализацией. В методическом плане приходилось работать с И. А. Бусыгиным и другими людьми.

Период — с 1995-2002 гг. (на базе КНГФ, г. Краснодар).

С точки зрения геологии и поисковых работ, это федеральные работы. Большой проект региональных сейсморазведочных работ объемом 4000 пог. км. Этот проект по-другому заставил взглянуть на перспективы Краснодарского края и оживил в значительной степени геологоразведочные работы, сдвинул с места процесс лицензирования.

Период — 2007-2010 гг. (г. Краснодар)

Проект по многоволновой сейсморазведке. Реализовали целую сетку профилей, разработали методику. В методическом плане еще один значимый проект. Это связано как с разработкой программного обеспечения, так и с технологией работ.

Период — 1996-2003 гг. (г. Краснодар) Впервые разработали методику выделения зон трещиноватости по данным сейсморазведки на примере верхнемеловых отложений. Тогда это было новым словом.

Период — конец 80-х-начало 90-х (г. Грозный)

Проект сейсморазведочных работ в Перу. Стоял вопрос о применимости сейсморазведки в высокогорных условиях (4500 м над уровнем моря) в неприспособленных для этого местах неприспособленным оборудованием. Проект был интересен не только в технологическом плане, но и

в геологическом: совершенно новые отложения, были нужны новые подходы.

 

ПРОБЛЕМЫ ГРР ЮГА РОССИИ

 

Проблем здесь много. сновная — истощение запасов фонда крупных и средних месторождений, необходимость перехода на мелкие месторождения, которые зачастую еще и неструктурного типа. Фонд таких месторождений совершенно не исчерпан. Но очень тормозится методика их поиска вследствие нескольких причин: во-первых, нежелания добывающих компаний заниматься такого рода фондом, хотя это с точки зрения экономики не очень понятно. По предгорным прогибам Северной Америки (США, Канада) фонд мелких месторождений составляет до 70-80%, а в России всего 30-40%. То есть у нас практически не исчерпана эта ниша. Модернизация технического, программного обеспечения в сервисных компаниях, перемены в методическом плане, выработка диагностических критериев и т. д., необходимые в таких условиях, должны быть поддержаны наличием интереса со стороны добывающих компаний, крупными заказами. Вторая очень серьезная проблема — отсутствие глубокого бурения. Скважины бурятся в пределах уже выделенных объектов буквально в шаге друг от друга. Мы говорим об отсутствии настоящего разведочного бурения, которое помогло бы выйти на новые горизонты. Все гипотезы по новым отложениям, по новым объектам висят в воздухе без подтверждения бурением. Этой проблемой должно в первую очередь заниматься государство или, во всяком случае, принуждать нефтяные компании определенный процент своих объемов бурения распределять на эти задачи. Фонд выделенных в 80-е, 90-е годы структур будет исчерпан. По сути, в регионе на данный момент бурится единственная скважина, Крупская «Газпром добыча Краснодар», которая сейчас может открыть новое направление. Потенциал его — обеспечение газом не только края, но и всего Южного федерального округа. Также стоит упомянуть Восточно-Бейсугскую скважину. Она бурилась на новые объекты. Это единственные примеры, когда скважина решает какие-то серьезные геологические задачи.

 

ПЯТЬ СКВАЖИН

 

Первая скважина

Тектонический элемент: Ирклиевская впадина

Целевые горизонты, объекты: пермотриасовые отложения

Проектная глубина: 4-5 км

Комментарий: Направление актуально, так как не решен вопрос окончательно о продуктивности отложений, бурилась в свое время одна скважина. Очень много еще спекуляций на эту тему. Хорошо было бы этот вопрос окончательно закрыть бурением такой скважины и изучить отложения, в первую очередь, триаса.

 

Вторая скважина

Тектонический элемент: Южный борт Западно-Кубанского прогиба, район Абино-Украинского месторождения и соседних складок.

Целевые горизонты, объекты: Поднадвиговые отложения

Проектная глубина: 4-5 км

Комментарий: В этом районе, с моей точки зрения, только «сняты сливки». Здесь очень с ложное надвиговое строение. Возможно нижние этажи этих надвигов не изучены, особенно по эоцену и тем более по палеоцену.

 

Третья скважина

Тектонический элемент: Керченско-Таманский прогиб, п-ов Тамань

Целевые горизонты, объекты: Верхнемеловые отложения

Проектная глубина: 4 км

Комментарий: Цель – изучить окончательно верхнемеловые отложения. В районе Фонталовской бурились скважины. Но все-таки не пройден должным образом этот интервал.

 

Четвертая скважина

Тектонический элемент: Северо-Западный Кавказ

Целевые горизонты, объекты: Юрские отложения, Хадыженская кордельера

Проектная глубина: 4 км

Комментарий: Цель – попытка достичь юрские отложения. Там уже бурилось определенное количество скважин (Куколовская структура) , но были допущены ошибки при их размещении. Поэтому кордельера оказалась не вскрытой, а она по всей видимости там присутствует.

 

Пятая скважина

Тектонический элемент: Приморская антиклинальная зона Южного Дагестана

Целевые горизонты, объекты: Меловые и юрские отложения

Проектная глубина: 4 км

Комментарий: Второй пояс складчатости мела мог бы вдохнуть вторую жизнь вообще в дагестанскую нефтяную промышленность. Существуют меловые полуразрушенные складки на суше и в то же время есть меловые складки под акваторией Каспийского моря.

 

 

23 апреля 2012 г. Мосякин Александр Юрьевич ушел из жизни. Геологи, геофизики, нефтяники Юга России потеряли в его лице одну из самых значимых фигур в отрасли. Автор проекта и редакция журнала приносят близким Александра Юрьевича свои соболезнования.

 

 

 

Вернуться к Wildcat

Язык - Language